Инвестиционная стратегия

Грачевского муниципального округа Ставропольского края до 2035 года

 

СкачатьИнвестиционная стратегия

 

1. Исходные предпосылки формирования политики

 привлечения инвестиций на территории Грачевского

муниципального округа Ставропольского края

 

Инвестиционная стратегия Грачевского муниципального округа Ставропольского края до 2035 года (далее – Инвестиционная стратегия) – документ, определяющий цели инвестиционной политики, основные приоритетные направления инвестиционного развития Грачевского муниципального округа Ставропольского края (далее – Грачевский муниципальный округ) на долгосрочную перспективу и Стратегии социально-экономического развития Грачевского муниципального района Ставропольского края до 2035 года.

Инвестиционная стратегия Грачевского муниципального округа базируется на реализации принципов создания благоприятных условий для привлечения на территорию городского округа прямых стратегических инвесторов, развития эффективной инвестиционной инфраструктуры, активизации инвестиционной деятельности городского округа.

Целью реализации Инвестиционной стратегии является улучшение инвестиционного климата, создающего условия для устойчивого и сбалансированного развития экономики Грачевского муниципального округа.

 

1.1.Характеристика основных показателей инвестиционной

деятельности Грачевского муниципального округа

 

По оперативным данным за 9 месяцев 2021 года объем освоенных инвестиций с учетом субъектов малого и среднего предпринимательства составил более 805 млн. руб. В 2020 году общий объем инвестиций в основной капитал с учетом субъектов малого и среднего предпринимательства составил более 1,0 млрд. рублей.

Инвестиционный процесс в Грачевском муниципальном округе характерен нестабильной динамикой поступления инвестиций в округ. Основная доля их приходится на субъекты малого предпринимательства

В настоящее время на территории Грачевского муниципального округа реализуется:

- инвестиционный проект на основе освоения и использования нетрадиционных источников энергии (ветровой энергии) – «Строительство ветроэнергетической станции мощностью 90 МВт с ежегодным объемом выработки до432 млн. кВт/ч.».

- инвестиционный проект «Строительство плодохранилища»,

В 2020 году полностью реализован инвестиционный проект «Старомарьевская солнечная электростанция». Объект по производству электрической энергии мощностью 100 МВт полностью построен, выведен на оптовый рынок электроэнергии и мощности, несёт проектную мощность. Общая стоимость проекта составляет 13,7 млрд. рублей. Объем освоенных инвестиций – 12, 8 млрд. руб. Количество созданных рабочих мест – 12.

Относительно невысокий уровень инвестиций в основной капитал складывается в первую очередь, в связи с отсутствием на территории Грачевского округа крупных предприятий во всех отраслях экономики.

По статистическим данным за январь – август 2021 года получен положительный сальдированный финансовый результат по крупным и средним предприятиям Грачевского округа в сумме 468 млн. рублей. Доля прибыльных предприятий и организаций составила 83,3% общему числу организаций. Число убыточных организаций составило 16,7 % к общему числу организаций.

Структура промышленного производства свидетельствует, что среди предприятий отрасли основным остается обрабатывающая промышленность.

Обрабатывающими производствами объем отгруженной продукции собственного производства увеличился в сравнении с аналогичным периодом 2019 года на 57,7 % и составил 533,76 млн. рублей. За 9 месяцев 2021 года объем отгруженной продукции собственного производства составил 554,26 млн. рублей

По статистическим данным по промышленным видам экономической деятельности объем отгруженных товаров собственного производства            в 2020 году составил 1,6 млрд. рублей, темп роста к прошлому году составил 318,7 % (2019 г. – 517,83 млн. рублей). За 9 месяцев 2021 года объем отгруженной продукции собственного производства составил 182,8 млн. рублей.

В 2021 году получен второй валовой сбор зерновых и зернобобовых культур, за историю округа в объеме 282,6 тыс. тонн при средней урожайности 38,8 ц/га (2016 год – 301 тыс. тонн).

В 2021 году объем производства продукции всех категорий хозяйств составил 5665,51 млн. рублей, что составляет 208,7% к уровню 2020 года, а к уровню 2019 года индекс производства составил 156,8%.

В производстве валовой продукции сельского хозяйства доля растениеводства составляет более 80%. Основными сельскохозяйственными культурами, возделываемыми в округе являются: озимая пшеница, горох, подсолнечник, озимый рапс.

В округе проводится работа по формированию зернового кластера на основе производственной базы сельскохозяйственных организаций, предприятий переработки и хранения зерна. В 2021 году площадь зерновых и зернобобовых культур составила 77,3 тысяч га. В целях обеспечения хранения и переработки зерна в округе имеется ёмкостей на 435400 тонн, в том числе на элеваторах на 225 тыс. тонн, в сельскохозяйственных организациях различной формы собственности на 210,4 тыс.  тонн.

Отмечается стабильное развитие потребительского рынка Грачевского муниципального округа

Сеть объектов потребительского рынка ежегодно увеличивается. С 2019 года за счет строительства и реконструкции было введено в эксплуатацию 7 стационарных объекта торговли общей площадью 2,66 тыс. кв. метров, создано 15 новых рабочих мест.

По состоянию на 01 октября 2021 года жителей округа обслуживают 20 предприятий общественного питания.

На территории округа территориальными управлениями администрации организованы ярмарки. В соответствии с перечнем ярмарочных площадок в 7-ми поселениях округа еженедельно в разные дни проводятся ярмарки.

Оборот розничной торговли в 2020 году снизился на 1,8 % и составил 1067,10 млн. рублей (2019 г. – 1087,55 млн. рублей). За 9 месяцев 2021 года оборот розничной торговли составил 1080,20 млн. рублей.

Объем платных услуг населению в 2020 году составил 762,13 млн. рублей (2019 г. – 465,13 млн. рублей). За 9 месяцев 2021 года объем платных услуг населению составил 2992,61 млн. рублей.

Средняя номинальная начисленная заработная плата работников, за 9 месяцев 2021 года, сложилась на уровне 30859,30 рублей, темп роста к уровню 200 года составил 109,6 %.

 

1.2. Анализ факторов инвестиционной привлекательности

Грачевского муниципального округа

 

Грачевский район был образован Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 декабря 1970 года в центральной части Ставропольского края в 1970 году из хозяйств Шпаковского и Александровского районов.

Дата возникновения сел относится к XVIII-XIX векам. Первыми поселенцами были казаки. Затем села пополнялись переселенцами из Курской, Рязанской, Орловской, Воронежской губерний.

Территория муниципального образования Грачевский муниципальный округ включает в себя 16 населенных пунктов. Административным центром округа является село Грачевка, которое находится в 45 км от административного центра края города Ставрополя. Численность населения 37,39 тыс. человек.

Округ граничит: на севере и северо-западе с Труновским районом, на северо-востоке и востоке с Петровским районом, на юго-востоке с Александровским районом, на юге с Андроповским районом, на юго-западе и западе со Шпаковским районом Ставропольского края.

Вся территория Грачевского муниципального округа занимает площадь 179,4 тыс. га, в том числе сельхозугодия 155 тыс. га, из них 42 тыс. га сенокосов и пастбищ, 108, 1 тыс. га пашни.

Округ занимает сравнительно выгодное экономическое расположение, так как имеет хорошую транспортную связь.

По территории округа проходят асфальтированные дороги (Ставрополь – Элиста, Ставрополь – Буденновск, Грачевка – Изобильный), а также Северо-Кавказская железная дорога с железнодорожными станциями в селах Старомарьевке и Грачевке.

На территории соседнего Шпаковского района расположен аэропорт.

Наличие транспортных связей обеспечивает выгодное экономическое положение для реализации сельскохозяйственного сырья и готовой продукции.

Округ расположен в III почвенно-климатической зоне Ставропольского кого края. Климат умеренно-континентальный.

По природно-климатическим климатическим условиям округ относится к зерново-животноводческой зоне края.

Сельскохозяйственные предприятия округа специализируются также на производстве подсолнечника, кукурузы.

Сельхозугодия округа занимают 89,7%, земли лесного фонда 0,4%, земли, находящиеся в ведении органов местного самоуправления – 2,4%.

Округ по условиям влагообеспеченности находится в зоне неустойчивого увлажнения с ГТК 0, 9-1, 1. За год выпадает 450 – 550 мм осадков. Среднегодовая температура воздуха составляет +7,5°. Зима умеренно мягкая, средняя месячная температура января 3,0° 5,0°, минимальная температура составляет 32°, 34 °. Лето довольно жаркое, со средней месячной температурой июля +35-37 °. Господствуют восточные ветры.

В геоморфологическом отношении территория Грачевского муниципального округа находится в районе высоких эрозионно-денадуционных плоских равнин и частично в районе эрозионно-аккумулятивных равнин с долинно-балочным расчленением и занимает водораздел рек Калаус и Егорлык.

Эрозионные процессы довольно сильные, что доказывается наличием оврагов, балок обнаженными склонами, пересеченными множеством оврагов, балок обнаженными склонами, пересеченными множеством промоин.

Гидрографическая сеть на территории округа развита значительно. Река Калаус, которая со своими притоками является типичной степной рекой с бурными паводками весной и при летних ливнях.

Протоки реки Егорлык – реки Ташла и Кугульта, которые раньше были сухими руслами, сейчас имеют постоянный водоток благодаря Кубань-Егорлыкской освободительной системе, которая регулирует подачу воды в русле Егорлыка. Кроме вышеуказанных рек, на территории Грачевского муниципального округа имеются ряд водоемов, предназначенных для водопоя скота и других производственных нужд.

Растительность характеризуется микрокомплектностью, то есть пестрым чередованием мелких пятен различных группировок трав полупустынного и степного типов.

Большая часть территории распахана, и естественная растительность сохранилась лишь на неудобных для обработки участках: полынь, типчак, топконог, шалфей. В долинах рек растет солянковая растительность – кермек, полынь морская и различные виды солянок.

Грачевский округ расположен в предкавказской почвенной провинции с почвами черноземного и каштанового типов.

Значительная часть территории Грачевского муниципального округа подвержена процессам ветровой и водной эрозии: 37,6 тыс. га сельскохозяйственных угодий ветровой эрозии; 38,1 тыс. га водной эрозии; 2,1 тыс. га совместной эрозии.

Полезные ископаемые в округе представлены залежами известняка и ракушечника (с. Тугулук), кирпичной глиной (с. Кугульта), титано-циркониевыми (с. Бешпагир).

Достопримечательностями округа является Бешпагирский сосновый бор, заложенный местными жителями, в 1978 года. Роща крымской сосны - ботанический памятник природы. Площадь соснового бора около 360 гектаров. Соленое озеро, грязи которого пригодны для лечебных целей.

Экономика Грачевского округа в значительной степени диверсифицирована. Это повышает ее устойчивость, что подкрепляется ресурсной базой.

Грачевский округ – аграрно-индустриальный.

Сельскохозяйственное производство сосредоточено в 14 предприятиях зернового и зерноживотноводческого направления и 73 крестьянско-фермерских хозяйствах, из которых 50 занимаются растениеводством, 6 смешанных и 17 животноводческих и 12,9 тысяч личных подсобных хозяйств.

Основой сельскохозяйственного производства является зерно. В последние годы растет урожайность зерновых культур и объемы их производства. Хранение и отгрузка зерна осуществляется элеватором общей емкостью более 115 тыс. тонн, тремя хлебоприемными пунктами и непосредственно сельскохозяйственными предприятиями, имеющими собственные зерносклады. Элеватор и хлебоприемные пункты имеют железнодорожные подъездные пути. Округ производит мясо, зерно, шерсть, строительные материалы не только для внутреннего потребления, но и для вывоза за пределы округа и края.

Сырьевой базой для развития промышленности, размещенной на территории округа, является продукция сельского хозяйства и строительные (песок, глина, известняк-ракушечник) полезные ископаемые

Наибольший удельный вес в производстве и отгрузке продукции собственного производства приходится на сельское хозяйство, более 60%

Пахотный фон округа составляют черноземы. Грачевский округ расположен в центральной части Ставропольского края. Среднегодовое количество осадков составляет 480 мм. Средний бонитет почв пахотных земель округа оценивается в 46 баллов, который в нашей зоне составляет от 41 в Александровском до 74 в Новоалександровском округах.

В сельскохозяйственном обороте 155 тысяч гектаров угодий, из которых 108,1 тысяч гектаров (70%) занимает пашня.

В округе проводится работа по формированию зернового кластера на основе производственной базы сельскохозяйственных организаций, предприятий переработки и хранения зерна. В 2021 году площадь зерновых и зернобобовых культур составила 77,3 тысяч га. В целях обеспечения хранения и переработки зерна в округе имеется ёмкостей на 435400 тонн, в том числе на элеваторах на 225 тыс. тонн, в сельскохозяйственных организациях различной формы собственности на 210,4 тыс.  тонн.

В целях поддержания почвенного плодородия в 2021 году внесено в почву 7,4 тыс. тонн минеральных удобрений в действующем веществе, что на 10 % выше уровня 2020 года

Основной проблемой сельского хозяйства является сохранение плодородия почв. Земледелие Грачевского муниципального округа за последние 20 лет ведется с убывающим плодородием почв. Интенсивное использование земель, нарушение севооборотов многими сельхозтоваропроизводителями обусловили развитие ряда процессов, негативно влияющих на состояние земельных ресурсов Грачевского округа. С высокой степенью опасности проявляется ветровая эрозия на 52% территории сельскохозяйственных угодий, водная - на 31%

Более 88% пахотных земель характеризуются низким и очень низким содержанием органического вещества. В среднем площади с низким содержанием гумуса ежегодно увеличиваются на 1%, фосфора - на 4%

Сдерживающим фактором развития животноводства является диспаритет цен на продукцию промышленного производства и продукцию сельского хозяйства, который  привел к тому, что животноводческая отрасль стала в большинстве хозяйств убыточной. В связи с этим произошло значительное сокращение поголовья животных в сельскохозяйственных предприятиях округа.

Для производства мяса неэффективно используются значительные площади естественных пастбищ, не развивается кормовая индустрия. Требуются значительные финансовые вложения в строительство и оснащение современным оборудованием ферм и животноводческих комплексов, для закупки племенных животных, создания высокотехнологичных производств.

Животноводство в округе специализируется на птицеводстве-производстве яйца куриного пищевого на птицефабрике «Грачевская» и разведением племенного поголовья овец Ташлинской породы в                           ООО «Аргонавт». Кроме того за счет семейных животноводческих ферм, сельхозпредприятий округа наращивается производство мясного и молочного скотоводства. Имеющиеся трудности в отраслях животноводства, даже при существующих уровнях государственной поддержки не обеспечивает высокой доходности таким отраслям сельскохозяйственного производства округа как птицеводство и скотоводство, несмотря на это, в условиях импортозамещения, животноводство является инвестиционно-привлекательной отраслью.

Повышение роли животноводства предполагается за счет развития птицеводства, овцеводства, мясного скотоводства, развития кормовой базы, переход сельскохозяйственной отрасли на принципы ресурсосбережения. В сфере предприятий по переработке сельхозпродукции планируется строительство промышленных объектов (цехов по переработке молока и мяса).

Внедрение новых технологий, повышение эффективности сельского хозяйства формируют заказ на развитие производства в смежных секторах экономики.

Промышленность занимает одно из ведущих мест в экономике округа. Она оказывает существенное влияние на развитие других ее секторов. Структура промышленного производства свидетельствует, что среди предприятий отрасли основным остается обрабатывающая промышленность. В округе имеется хлебопекарное, мясное, молочное и мукомольное производства.

Сырьевой базой для развития промышленности является продукция сельского хозяйства и строительные (песок, глина, известняк-ракушечник) полезные ископаемые. Одним из положительных факторов является наличие земельных участков, которые могут быть использованы для создания промышленных производств. В округе имеется развитая инфраструктура, транспортные коммуникации, объекты жилищно-коммунального хозяйства и социального значения, а также свободные рудовые ресурсы.

Главная проблема, сдерживающая эффективное использование имеющего потенциала – отсутствие инвесторов, недостаток собственных средств предприятий на динамичное развитие, модернизацию производства, обновление основных фондов, приобретение новой техники.

В целом промышленность имеет долгосрочные конкурентные перспективы развития, и усиление ее позиций рассматривается в числе стратегических направлений развития Грачевского муниципального округа.

В перспективе в результате реформирования, эффективного освоения недр и имеющихся ресурсов, организации производства новых, более рентабельных видов продукции, значительно возрастет конкурентоспособность промышленности, агропромышленного комплекса, которые сохранят свое ведущее место в экономике округа.

Одним из ключевых условий экономического роста в округе станет развитие малого и среднего бизнеса, субъекты которого войдут в структуру большинства основных кластеров.

Привлечение инвестиций в экономику Грачевского округа требует формирования благоприятного инвестиционного климата, стимулирующего деловую активность и обеспечивающего беспрепятственную реализацию инвестиционных вложений субъектов инвестиционной деятельности в экономику Грачевского округа.

 

1.3. Оценка доступных ресурсов Грачевского муниципального округа

 

Инвестиционный климат определяется взаимодействием двух составных частей: инвестиционной привлекательности Грачевского муниципального округа и инвестиционной активности в нем. Сопоставление фактической инвестиционной активности в Грачевском муниципальном округе с его инвестиционной привлекательностью показывает степень ее реализации, то есть реального использования инвестиционного потенциала хозяйствующими субъектами и органами местного самоуправления.

Инвестиционный потенциал Грачевского муниципального округа формируется из следующих потенциалов:

1) природно-ресурсный потенциал, представляющий собой совокупность природных ресурсов, имеющихся на территории Грачевского муниципального округа, которые используются в процессе общественного производства в настоящее время и могут использоваться  в перспективе;

2) демографический потенциал, определяющий возможности Грачевского муниципального округа в использовании человеческих ресурсов и предопределяющий  возможности динамичного развития потребительского рынка, сферы услуг, рынка жилья;

3) трудовой потенциал, отражающий накопленную способность трудовых ресурсов квалифицированно обеспечивать инвестиционный процесс;

4) экономический потенциал, характеризующий совокупный результат хозяйственной деятельности предпринимательских структур и населения Грачевского муниципального округа. Состояние экономического потенциала и динамика показателей экономического развития объективно показывают сильные и слабые стороны инвестиционного климата округа в сравнении с другими территориями;

5) инфраструктурный потенциал, отражающий уровень развития в округе производственной, транспортной, инженерной, социальной инфраструктур;

6) финансовый потенциал, представляющий собой совокупность финансовых ресурсов населения, местного бюджета, организаций, которые расположены на территории округа и могут быть вовлечены в инвестиционный процесс.

В современных условиях в системе направлений инвестиционной политики приоритетное место отводится созданию благоприятного инвестиционного климата как базовой предпосылки активизации инвестиционной деятельности на территории Грачевского округа.

Для более целостного и системного подхода к перспективам развития Грачевского муниципального округа следует проанализировать и систематизировать сильные и слабые стороны, возможности и угрозы развития.

Сильные стороны (внутренние факторы) рассматриваются как конкурентные преимущества, на базе которых может быть основана долгосрочная стратегия устойчивого развития экономики и социальной сферы городского округа.

Слабые стороны – это те действующие внутренние факторы, которые снижают эффективность проводимой органами местного самоуправления городского округа экономической и социальной политики.

Угрозы (внешние факторы) – это те внешние отрицательные факторы, которые реально могут затормозить темпы экономического и социального развития городского округа. Формально эти факторы не зависят от органов местного самоуправления. Однако, их правильная оценка и принятие упреждающих мер на межрегиональном уровне по инициативе администрации и при участии органов исполнительной и законодательной власти края могут реально снизить их негативный эффект.

Представить в систематизированном виде слабые и сильные стороны Труновского муниципального округа, выявить возможности и угрозы повышения эффективности использования имеющегося ресурсного потенциала позволяет SWOT-анализ.

SWOT-анализ Грачевского муниципального округа заключается в поиске положительных и отрицательных сторон привлекательности Грачевского муниципального округа, а также прогнозировании предполагаемых возможностей или угроз со стороны инвестиционной среды. На основании SWOT-анализа Грачевского округа строится Инвестиционная стратегия, которая учитывает сильные и слабые стороны инвестиционной привлекательности Грачевского округа, а также возможности его инвестиционного развития.

 

Сильные стороны

Слабые стороны

- выгодное геополитическое расположение округа;

- уникальные природно-климати-ческие условия;

- развитая сеть автомобильных дорог федерального краевого и местного значения, наличие железнодорожных путей;

- на территории округа сложились благоприятные условия для развития сельскохозяйственного производства:

а) высокое плодородие почв;

б) благоприятные климатические условия;

в) накопленный опыт организации сельхозпроизводства;

г) наличие рабочей силы;

д) обеспечение товаропроизводителями округа выпуска конкуренто-способных высококачественных материалов и изделий;

е) наличие месторождений строительных песков и глины, ракушечника для производства строительных материалов.

- поддержка малого и среднего предпринимательства в округе;

- участие в реализации национальных (региональных) проектов и государственных программ;

- относительно низкая степень социальной конфликтности населения;

- наличие культурно-досуговых учреждений (клубы, дома культуры, библиотеки)

- развитая сеть медицинских учреждений в округе.

 

- низкий уровень инвестиционной привлекательности района;

- значительное превышение малых предприятий над средними;

- низкий спрос со стороны реального сектора экономики на перспективные с точки зрения их коммерческого применения результаты научно-технической деятельности;

- недостаточный уровень развития малого и среднего предпринимательства в сфере инноваций;

- недостаточная активность предприятий и индивидуальных предпринимателей в округе по внедрению инновационных и научно-технических разработок.

- недостаточная эффективность экономики вследствие значительного удельного веса сырьевого сектора, недостаточного развития пищевой и перерабатывающей промышленности, отставании в инвестиционной и инновационной деятельности;

- снижение объемов производства на отдельных промышленных предприятиях вследствие сокращения спроса на их продукцию;

- развитию АПК препятствует нарушение оптимальной структуры посевных площадей, снижение почвенного плодородия и частичная деградация почв;

- слабое развитие туристической инфраструктуры (проживание, сопутствующий досуг, общий уровень сервиса);

- отток квалифицированных кадров за пределы округа;

- высокая стоимость энергоносителей; 

- главная проблема жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры – это высокий уровень износа основных фондов, низкий уровень использования мощностей, большие потери;

- большинство отраслей экономики демонстрируют относительно низкий уровень производительности труда, что обусловливает невысокий уровень заработных плат и неэффективную структуру занятости населения.

 

Возможности

Угрозы

- рост расходов на энергоносители и ухудшение финансового состояния предприятий послужит толчком для внедрения энергосберегающих технологий;

- финансовая поддержка предприятий в форме субсидирования процентных ставок по кредитам, предоставления гарантий позволит улучшить финансовое положение предприятий;

- возможное изменение тарифной политики естественных монополий позволит снизить себестоимость предприятий реального сектора экономики;

- количественный рост организаций потребительской сферы при усилении тенденции к инновационному развитию;

- координация действий органов местного самоуправления на создание комфортных условий для труда, жизни и отдыха населения. Реализация инвестиционных проектов позволит решить вопросы трудовой миграции путем закрепления трудоспособного населения;

- создание условий для трудоустройства молодежи;

- развитие механизмов частно-государственного партнерства может послужить толчком в решении наиболее острых экономических и социальных проблем округа;

- развитие перерабатывающих производств;

- восстановление и развитие существующих, но не функционирующих производств;

- развитие животноводства и переработки в сельскохозяйственной сфере.

 

- ужесточается конкуренция за рынки сбыта продукции и привлечение внешних инвестиций. Снизится уровень конкурентоспособности местных производителей товаров с низкой добавленной стоимостью.

- нехватка собственной налоговой базы для обеспечения финансирования всех необходимых вопросов местного значения, высокая дотационность бюджета;

- снижение платежеспособности населения из-за постоянного роста тарифов на рынке энергоносителей.

- сохранение низкой доступности кредитов станет причиной дальнейшего сокращения оборотных средств предприятий;

- сокращение объемов строительства и капитального ремонта социальных объектов, строительства автомобильных дорог, объектов коммунального хозяйства;

- отток за пределы округа молодых перспективных кадров;

- слаборазвитая система взаимодействия с более экономически развитыми территориями по совместному развитию производства и повышению конкурентоспособности производимой продукции.

 

Конкурентные преимущества Грачевского муниципального округа

1. Выгодное географическое положение.

2. Природно-ресурсный потенциал (наличие земельных ресурсов, ресурсов для строительной  индустрии; наличие запасов песчано-гравийных смесей).

3. Ведущая роль в экономике Грачевского муниципального округа принадлежит сельскохозяйственному и промышленному комплексам.

4. Развитая сеть учреждений культуры (клубы, дома культуры, библиотеки, музыкальные и художественные школы), образования (детские сады, школы, учреждения дополнительного образования), здравоохранения (больницы, поликлиники, фельдшерско-акушерские пункты, аптеки, частные клиники).

5. Разветвленная система телекоммуникаций.

6. Развитая транспортная сеть.

7. Близость к краевому центру (г. Ставрополь)

 

По результатам SWOT-анализа определены следующие приоритеты в сфере развития инвестиционного потенциала:

- привлечение внешних инвестиционных ресурсов в перерабатывающую промышленность;

- развитие объектов хранения и переработки сельхозпродукции;

- развитие новых технологий, создание новых продуктов из кур и яиц;

- стимулирование инвестиций в сферу туризма и рекреации;

- инфраструктурное обустройство инвестиционных площадок.

Для развития инвестиционного потенциала округа необходима реализация следующих мер:

- совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность на территории округа;

- упрощение прохождения административных процедур;

- формирование и расширение информационных ресурсов в сфере инвестиционной политики.

- участие в инвестиционных форумах, проводимых на территории Ставропольского края и за его пределами;

- организация взаимодействия с кредитными организациями с целью согласования возможных форм финансирования инвестиционных проектов на территории округа;

- реализация проектов с применением современных финансово-хозяйственных инструментов и механизмов.

 

1.4. Стратегические направления инвестиционного развития

Грачевского муниципального округа

 

Основными целями Инвестиционной стратегии Грачевского муниципального округа являются:

- создание благоприятного инвестиционного климата в Грачевском муниципальном округе и повышение объема привлекаемых инвестиций в экономику Грачевского муниципального округа;

- снижение административных барьеров для ведения бизнеса в Грачевском муниципальном округе;

- увеличение товарооборота на территории Грачевского муниципального округа;

- повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, выращенной в Грачевском муниципальном округе, на внутреннем и внешнем рынках на основе внедрения современных агропромышленных технологий;

- развитие промышленности Грачевского муниципального округа в сфере производства строительных материалов, переработке сельхоз-продукции;

- развитие инвестиционных проектов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности (строительство солнечных и ветровых парков);

- повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции;

- создание благоприятных условий для модернизации основных производственных фондов и диверсификации экономики района;

- развитие системы взаимодействия органов местного самоуправления района с частными партнерами и экспертным сообществом по вопросам реализации проектов муниципально-частного партнерства и концессионных соглашений;

- участие в инвестиционных форумах, выставках, ярмарках и других аналогичных мероприятиях;

Задачами Инвестиционной стратегии являются:

- повышение инвестиционной привлекательности Грачевского муниципального округа;

- формирование положительного имиджа и пропаганда Грачевского муниципального округа, улучшение инвестиционного климата в Грачевском муниципальном округе;

- рост числа высококвалифицированных работников;

- снижение административных барьеров для ведения бизнеса;

- наличие эффективной системы муниципальной поддержки, а также содействие участию инвесторов в механизмах государственной поддержки;

- стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции, выращенной в Грачевском муниципальном округе;

- увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции в Грачевском муниципальном округе;

- развитие промышленного мясного и молочного скотоводства, птицеводства, овощеводства, в том числе импортозаменяющей продукции;

- улучшение финансовой поддержки сельхозорганизаций, расширение доступа сельхозпроизводителей к кредитным ресурсам;

- реконструкция и строительство существующих и строительства новых современных предприятий перерабатывающих предприятий и цехов по переработке сельхозпродукции, производству пищевой экологически чистой продукции из натурального сырья в приоритетных секторах экономики;

- выделение земельных участков для создания инвестиционных площадок;

- реализация инвестиционных, социальных и инфраструктурных проектов.

 

1.5. Общие принципы взаимодействия органов местного

самоуправления Грачевского муниципального округа по вопросам

реализации Стратегии

 

В целях улучшения инвестиционного климата Грачевского муниципального округа в рамках реализации поставленных целей и задач, обозначенных в Стратегии, сотрудничество взаимодействие органов местного самоуправления округа должно строится на следующих принципах:

- соблюдение требований Инвестиционного стандарта;

- выстраивание взаимодействия органов местного самоуправления округа с предпринимателями и инвесторами по принципу «одного окна»;

- содействие в реализации инвестиционных проектов, соответствующих приоритетным направлениям развития экономики Ставропольского края;

- отказ от дополнительных административных барьеров при реализации инвестиционных проектов на территории Грачевского округа;

- невмешательство органов местного самоуправления Грачевского муниципального округа и их должностных лиц в деятельность субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности по заключению договоров (контрактов) и выбору партнеров;

- обеспечение доступа субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности к публичной информации органов местного самоуправления Грачевского муниципального округа;

- решение вопросов, возникающих между органами местного самоуправления округа и субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности преимущественно путем переговоров в формах и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- формирование инвестиционных площадок;

- вовлечение крупных и средних предприятий городского округа в реализацию национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости»;

- модернизация и технологическое перевооружение действующих производственных мощностей в аграрном и промышленном комплексах;

- создание дополнительных рабочих мест;

- участие сотрудников администрации Грачевского муниципального округа  в совещаниях, конференциях, семинарах, их обучение на курсах повышения квалификации инвестиционной, инновационной направленности;

- проведение работы по привлечению к участию хозяйствующих субъектов в различных форумах, обучающих семинарах, круглых столах, а также в региональных, федеральных и международных ярмарках и выставках. Предпринимаемые меры способствуют продвижению товаров, работ и услуг местных товаропроизводителей на российский и зарубежные рынки;

 

2. Приоритетные направления инвестиционного развития Грачевского муниципального округа

 

Ключевыми приоритетами в экономике Грачевского муниципального округа являются повышение инвестиционной привлекательности округа в целом, активная поддержка инвестиционных проектов Грачевского муниципального округа по производству конкурентоспособной продукции, совершенствование механизма привлечения инвестиций в экономику округа.

 

Развитие агропромышленного комплекса Грачевского

муниципального округа

 

Сельскохозяйственная отрасль является одной из приоритетных отраслей в экономике Грачевского муниципального округа. От привлечения инвестиций в агропромышленный комплекс зависит благополучие Грачевского округа, Ставропольского края и Российской Федерации в целом.

Задачами, выполняемыми агропромышленным комплексом округа (далее – АПК округа), являются обеспечение населения широким ассортиментом высококачественных продуктов питания, рациональное использование природных богатств округа и сохранение плодородия почв на основе биологизации земледелия.

Выполнение таких задач требует постановки стратегических целей раз­вития АПК округа.

Стратегическими целями развития АПК округа являются:

- повышение эффективности функционирования АПК округа;

- развитие максимальной переработки сельскохозяйственной продукции;

- развитие рыночной и материально-технической инфраструктур АПК округа.

Достижение заявленных целей развития АПК округа возможно при соблюдении следующих принципов аграрной политики:

- регулирование баланса интересов производителей сельскохозяйственной продукции и организаций сфер переработки и торговли, развитие рыночной инфраструктуры;

- привлечение инвесторов в сектор интенсивного высокопродуктивного специализированного аграрного производства с использованием интенсивных технологий (крупные животноводческие комплексы, узкоспециализированные зерновые хозяйства и т.д.), сопровождающееся контролем за использованием природных ресурсов и состоянием почвенного плодородия, реализующих проекты максимальной переработки сельскохозяйственной продукции.

Для обеспечения выполнения заявленных стратегических целей развития АПК округа необходимо решить ряд конкретных задач.

В области достижения уровня производства основных видов высокока­чественных продуктов питания и повышения эффективности функциониро­вания АПК округа необходимо:

- провести комплекс мероприятий по восстановлению мелиоративных систем Ставропольского края для стабильного производства кормов;

- разработать комплекс мероприятий привлечения инвесторов в сектор высокопродуктивного специализированного аграрного производства с использованием интенсивных технологий (животноводческих комплексов с полным циклом выращивания животных и птицы, максимальной переработкой животноводческой продукции с использованием безотходных технологий);

- способствовать созданию и продвижению брендов продуктов питания (включая напитки) на основе сельскохозяйственного сырья, производимого в округе;

- стимулировать поддержку развития сети заготовительных, снабженче­ско-сбытовых, перерабатывающих и кредитных сельскохозяйственных по­требительских кооперативов.

В области регулирования рынка и развития рыночной инфраструктуры АПК округа:

- способствовать обеспечению доступа местных производителей в тор­говые сети;

- способствовать заключению долговременных договоров с органами социальной сферы и бюджетными организациями на поставку им продуктов питания.

 

Развитие промышленного производства Грачевского

 муниципального округа

 

Стратегия предполагает структурные преобразования, как в АПК края, так и в секторе промышленного производства. Предусматривается, что под влиянием рыночного спроса опережающими темпами будут развиваться малоэнергоемкие отрасли промышленного производства, специализирующиеся на выпуске высокотехнологичной и наукоемкой продукции.

Основными задачами развития промышленного комплекса Грачевского муниципального округа являются:

- повышение уровня индустриализации экономики и технологического уровня промышленной базы;

- повышение конкурентоспособности промышленности Грачевского муниципального округа;

- модернизация и технологическое обновление существующих и строи­тельство новых производств;

- увеличение объемов отгруженной продукции.

На территории Грачевского муниципального округа в сфере промышленности планируются к реализации до 2035 года следующие инвестиционные проекты:

- «Строительство ветроэнергетической станции мощностью 90 МВт с ежегодным объемом выработки до432 млн. кВт/ч.». Реализация проекта запланирована до 2025 года и начнется после согласования вопроса строительства и подведения линии электропередач дополнительной мощностью 110 кВт.

- «Строительство плодохранилища», c. Старомарьевка, Грачевский округ, Ставропольский край. Инициатор проекта: ООО «НПО Агропарк «Красочное». Длительность проекта – долгосрочный, 10 лет. Общая стоимость реализации инвестиционного проекта составляет 60 млн. руб.

 

3. Механизмы реализации Инвестиционной стратегии

 

Инвестиционная стратегия реализуется во взаимосвязи со Стратегией социально-экономического развития Грачевского муниципального района до 2035 года, Планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Грачевского муниципального района Ставропольского края до 2035 года на 1 этап ее реализации.

Механизмами реализации настоящей Инвестиционной стратегии являются:

- муниципальные программы Грачевского муниципального округа;

- инвестиционные проекты;

- социальные и инфраструктурные проекты;

- участие муниципального округа в проектах муниципально-частного партнерства;

- система мер государственной поддержки инвестиционной деятельности, действующая на территории Ставропольского края, и система мер муниципальной поддержки, действующая на территории Грачевского муниципального округа.

Участниками реализации Инвестиционной стратегии являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие (планирующие осуществлять) деятельность на территории Грачевского муниципального округа структурные подразделения и другие организации.

Структурные подразделения предусматривают мероприятия по улучшению инвестиционного климата в Грачевском муниципальном округе при разработке и исполнении муниципальных программ, участвуют в выполнении мероприятий настоящей Инвестиционной стратегии.

Органом, координирующим процесс реализации Инвестиционной стратегии, осуществляющим комплексное управление, является отдел экономического развития администрации Грачевского муниципального округа.

Отдел экономического развития администрации Грачевского муниципального округа:

- ежеквартально, в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, осуществляет мониторинг реализации инвестиционных проектов, включенных в многоуровневый перечень инвестиционных проектов Ставропольского края;

- ежегодно, в срок до 01 июня года, следующего за отчетным годом, формирует отчет о реализации Инвестиционной стратегии за отчетный год, размещает его на официальном сайте органов местного самоуправления Грачевского муниципального округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

- по мере необходимости актуализирует положения настоящей Инвестиционной стратегии.

План мероприятий, направленных на достижение целей Инвестиционной стратегии Грачевского муниципального округа, приведен в приложении № 1 к Инвестиционной стратегии.

 

4. Ожидаемые результаты реализации Инвестиционной стратегии

 

Ожидаемыми результатами реализации Инвестиционной стратегии является систематизация и регламентация реализуемой системы мероприятий, направленной на привлечение инвестиций в экономику Грачевского муниципального округа и предполагающей:

- формированию благоприятного инвестиционного климата, создающему условия для устойчивого и сбалансированного развития экономики Грачевского муниципального округа;

- увеличению в экономике Грачевского муниципального округа круга доли малого и среднего предпринимательства;

- увеличению количества новых рабочих мест;

- увеличению поступления налогов в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и положительно повлияет на обеспечение устойчивых темпов развития экономики Грачевского муниципального округа;

- увеличению объемов перерабатывающей промышленности и агропромышленного производства;

- увеличению конкурентоспособности реального сектора экономики Труновского муниципального округа;

- создание единой базы инвестиционных проектов Грачевского округа;

- повышению инвестиционной привлекательности Грачевского муниципального округа;

- повышению активности хозяйствующих субъектов в привлечении различных источников финансирования, поиске партнеров для реализации инвестиционных проектов на территории Грачевского муниципального округа;

- продвижению инвестиционных проектов, реализуемых на территории Грачевского муниципального округа с привлечением ресурсов российских и иностранных инвесторов.

Реализация Инвестиционной стратегии приведет к увеличению поступления налогов в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и положительно повлияет на обеспечение устойчивых темпов развития экономики Грачевского округа.

Ожидаемые результаты реализации Инвестиционной стратегии представлены в виде целевых показателей в приложении № 2 к Инвестиционной стратегии.